Подготовка ребенка к школе: рекомендации родителям
Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе -значит быть готовым всему этому научиться.
Л.А. Венгер.
Приближается то время, когда ваш ребенок пойдет в первый класс и будет
носить гордое звание первоклассника. И в связи с этим у родителей
возникает масса волнений и переживаний: где и как подготовить ребенка к
школе, что ребенок должен знать и уметь перед школой, в шесть или семь
лет отдать его в первый класс и т.д. Однозначного ответа на эти вопросы
нет – каждый ребенок индивидуален. Некоторые дети уже в шесть лет
полностью готовы к школе, а с другими детьми в семь лет возникает много
хлопот. Но одно можно сказать точно – готовить детей к школе обязательно
нужно, потому что это станет отличным подспорьем в первом классе,
поможет в обучении, значительно облегчит адаптационный период.
Если ребенок пойдет в школу без умений читать и писать хотя бы печатными
буквами, ему будет тяжело, поскольку большая часть сверстников будет
иметь данные навыки. В результате это вызовет у ребенка стеснение, у
него могут развиться совершенно ненужные комплексы.
Кроме того, школа, особенно в самом начале, – это сильный стресс для
ребенка. Он перестает играть, вынужден по 45 минут сидеть за партой
каждый урок, а перемены длятся не больше 15 минут. Потом ребенок
приходит домой и занимается уроками. Первоклассникам тяжело держать
концентрацию и выдерживать такие нагрузки. Если же малыш уже умеет
читать, писать, немного владеет иностранным языком, а также обладает
начальными математическими знаниями, то ему будет проще справляться как
на уроках, так и дома с домашними заданиями.
Что же включает в себя подготовка к школе?
Подготовка ребенка к школе – это целый комплекс знаний, умений и
навыков, которыми должен владеть дошкольник. И сюда входит далеко не
только совокупность необходимых знаний. Итак, что подразумевает
качественная подготовка к школе?
Физиологическая готовность- этот аспект означает, что
ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть
состояние его здоровья должно позволять успешно проходить
образовательную программу. Физиологическая готовность подразумевает
развитие мелкой моторики (пальчиков), координации движения. Ребенок
должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А также при
поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность
соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом,
осанка и т. п.
Психологическая готовность ребенка к школе
Психологический аспект включает в себя три компонента: интеллектуальная
готовность, личностная и социальная, эмоционально-волевая.
Интеллектуальная готовность к школе означает:
- к первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний -он
доложен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в
школу и обратно, до магазина и так далее; - должен стремиться к
получению новых знаний, то есть он должен быть любознателен; -должны
соответствовать возрасту развитие памяти, речи, мышления.
Личностная и социальная готовность подразумевает следующее:
- ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со
сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а
при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из
проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет
взрослых; -толерантность; это означает, что ребенок должен адекватно
реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников; -
нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что –
плохо; - ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу,
внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он
должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если
таковые имеются.
Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает:
-понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения;
-наличие интереса к учению и получению новых знаний; - способность
ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого
требует учебная программа; -усидчивость – способность в течение
определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания,
не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.
Познавательная готовность ребенка к школе
Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать
определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для
успешного обучения в школе.
Знания, необходимые первокласснику: 1. Считать от 0 до 10 (и в обратном порядке).
Следует отметить, что ребёнок должен не просто «вызубрить» эти цифры:
он должен уметь применять счёт на практике, т.е., соотносить число и
предмет (к примеру, можно предложить ребёнку сосчитать количество
пуговиц на одежде; попросить малыша расставить столько тарелок на столе,
сколько человек будет обедать и т.д.). Таким образом, процесс счёта
должен быть осознанным. 2. Осуществлять простейшие математические операции в пределах 10 (складывать, вычитать). 3.
Знать названия основных геометрических фигур (круг, квадрат,
прямоугольник, овал, треугольник, ромб) и уметь их воспроизвести. 4. Знать буквы алфавита. Запомнить их лучше всего с помощью ассоциаций: А - аист, апельсин, Б – барабан, бегемот и т.д. 5. Знать сказки, стихи, поговорки, загадки.
Следует отметить, что, несмотря на доминирующее положение компьютера в
современном мире, огромное значение для интеллектуального развития
ребёнка имеет чтение. Общение малыша с настоящей, а не электронной
книгой играет значимую роль в формировании его внутреннего мира. 6. Иметь базовые представления о природных явлениях, месяцах и временах года, днях недели. 7. Иметь базовые пространственные представления (вправо/влево, вверх/вниз).
В домашней обстановке можно попросить ребёнка положить правую руку на
левое ухо, а левую руку – на правое колено и т.д. Гуляя вместе по
городу, можно предложить ребенку описать то, что находится справа от
него, слева от мамы, позади магазина и т.д. 8. Уметь копировать с образца (действовать по образцу). Можно нарисовать в клетчатой тетради узор и попросить ребёнка его продолжить. 9. Уметь классифицировать, обобщать, исключать лишнее.
Можно предложить ребёнку назвать одним словом: «яблоко, груша,
апельсин, слива»; попросить малыша исключить лишнее: «платье, пальто,
сапоги, брюки». В обоих случаях следует попросить объяснить свой ответ.
Советы родителям. - Следует постепенно приучать
будущего первоклассника к самостоятельности: просить помочь накрыть на
стол, убрать в комнате, застелить постель и т.д. В данный период очень
важно соблюдать режим дня, чтобы Ваш малыш привыкал ложиться спать и
вставать в определённое время (это значительно снизит вероятность
возникновения трудностей в адаптации). - Также очень важно, чтобы
ребёнок знал свой точный домашний адрес и телефон, имел базовые знания о
правилах дорожного движения. - Готовя ребенка к школе, старайтесь
прибегнуть к помощи профессионалов. Помните, что познавательная сфера
вашего ребенка нуждается в профессиональном развитии. - Главное в
подготовке ребенка к школе — создать мотивацию и радостное ожидание.
Помните, что с приходом в школу ребенок меняет социальную площадку. -
Если вы дома хотите заниматься с ребенком, используйте методическую
литературу. Помните, что педагогика — это наука. - Озаботьтесь заранее
формированием навыков самостоятельности у своего ребенка. Помните, что в
школе без них вашему малышу будет очень трудно. - Не старайтесь
сдерживать эмоции своего ребенка при их проявлении. Помните, что у
младшего школьника эмоциональная сфера развита более чем волевая и
интеллектуальная. - Если ребенку нравится заниматься художественным
творчеством, поддержите его. Помните, что эстетическое развитие вашего
ребенка во многом определит развитие его личности в целом. - Постоянно
читайте с ребенком и мотивируйте его на самостоятельное чтение. Помните,
что владение техникой чтения позволит вашему ребенку овладеть и другими
учебными навыками. - Занимайтесь с ребенком подготовкой к школе в игре.
Помните, что для дошкольника игра — ведущий вид деятельности. - Не
пускайте на самотек просмотр вашим ребенком телевизионных программ.
Дозируйте такие просмотры как по времени, так и по содержанию.
Старайтесь обсуждать с ним увиденное. Помните, что телевизор способен
внедряться в сознание вашего ребенка и изменять его. - Если ваш ребенок
неуверен в себе, значит, где-то в детстве вы упустили момент.
Постарайтесь переломить ситуацию. Помните, что только создание ситуаций
успеха и вера в ребенка помогут вам.
Нельзя пугать ребенка тем, что если он не будет хорошо учиться, то не
поступит в школу, а потом в институт и в результате останется без
работы. Вспомните, что вашему чаду еще нет и 7 лет, впереди его ждет
много лет учебы, дети восприимчивы и принимают все близко к сердцу,
особенно то, что говорят родители. Относитесь с пониманием и терпением к
своему ребенку.
Песочная осень
Д. Каллф
Чем полезны игры с песком?
Развивают восприятие, мышление, памяти, внимания, речи, навыков самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления, воображения и фантазии;
Формируют у ребенка представления об окружающем мире;
Развивают мелкую моторику, глазомер
Успокаивают и расслабляют, снимая напряжение;
Воспитывают чувство успешности и уверенности в себе (вот как я могу!)
Помогают познавать внешний и свой внутренний мир.
Песочница — это полезный инструмент для всех, кого беспокоит здоровье и развитие ребенка. Не только психологические проблемы могут стать причиной приобрести такую игрушку. Наличие песочницы стимулирует всестороннее развитие детей. Причем советуем играть вместе с ребенком, рассказывать ему сказки, отображая происходящее в рассказе с помощью песка и фигурок, просто общаться или строить песочные замки. Это создаст великолепную атмосферу, позволит улучшить взаимопонимание, и поможет ребенку в познании самого себя и окружающего мира.
У нас в группе появилась чудесная вещь- световой стол для пескотерапии, и мы с ребятами попробовали на нем нарисовать осень, всем очень понравилось, будем рисовать еще)) и не только.Ведь с таким столом у нас много идей для игр!
Комментариев нет:
Отправить комментарий