Родителям

Подготовка ребенка к школе: рекомендации родителям

Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать.
 Быть готовым к школе -значит быть готовым всему этому научиться.
Л.А. Венгер.

Приближается то время, когда ваш ребенок пойдет в первый класс и будет носить гордое звание первоклассника. И в связи с этим у родителей возникает масса волнений и переживаний: где и как подготовить ребенка к школе, что ребенок должен знать и уметь перед школой, в шесть или семь лет отдать его в первый класс и т.д. Однозначного ответа на эти вопросы нет – каждый ребенок индивидуален. Некоторые дети уже в шесть лет полностью готовы к школе, а с другими детьми в семь лет возникает много хлопот. Но одно можно сказать точно – готовить детей к школе обязательно нужно, потому что это станет отличным подспорьем в первом классе, поможет в обучении, значительно облегчит адаптационный период.
Если ребенок пойдет в школу без умений читать и писать хотя бы печатными буквами, ему будет тяжело, поскольку большая часть сверстников будет иметь данные навыки. В результате это вызовет у ребенка стеснение, у него могут развиться совершенно ненужные комплексы. 
Кроме того, школа, особенно в самом начале, – это сильный стресс для ребенка. Он перестает играть, вынужден по 45 минут сидеть за партой каждый урок, а перемены длятся не больше 15 минут. Потом ребенок приходит домой и занимается уроками. Первоклассникам тяжело держать концентрацию и выдерживать такие нагрузки. Если же малыш уже умеет читать, писать, немного владеет иностранным языком, а также обладает начальными математическими знаниями, то ему будет проще справляться как на уроках, так и дома с домашними заданиями.
Что  же включает в себя подготовка к школе?
Подготовка ребенка к школе – это целый комплекс знаний, умений и навыков, которыми должен владеть дошкольник. И сюда входит далеко не только совокупность необходимых знаний. Итак, что подразумевает качественная подготовка к школе?
Физиологическая готовность- этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. Физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков), координации движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А также при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т. п.
Психологическая готовность ребенка к школе
Психологический аспект включает в себя три компонента: интеллектуальная готовность, личностная и социальная, эмоционально-волевая.
Интеллектуальная готовность к школе означает:
- к первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний -он доложен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школу и обратно, до магазина и так далее;  - должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть любознателен;  -должны соответствовать возрасту развитие памяти, речи, мышления.
Личностная и социальная готовность подразумевает следующее: - ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых; -толерантность; это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников; - нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо; - ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.
Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает: -понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения; -наличие интереса к учению и получению новых знаний; - способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа; -усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.
Познавательная готовность ребенка к школе
Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе.
Знания, необходимые первокласснику: 1. Считать от 0 до 10 (и в обратном порядке). Следует отметить, что ребёнок должен не просто «вызубрить» эти цифры: он должен уметь применять счёт на практике, т.е., соотносить число и предмет (к примеру, можно предложить ребёнку сосчитать количество пуговиц на одежде; попросить малыша расставить столько тарелок на столе, сколько человек будет обедать и т.д.). Таким образом, процесс счёта должен быть осознанным. 2. Осуществлять простейшие математические операции в пределах 10 (складывать, вычитать). 3. Знать названия основных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник, ромб) и уметь их воспроизвести. 4. Знать буквы алфавита. Запомнить их лучше всего с помощью ассоциаций: А - аист, апельсин, Б – барабан, бегемот и т.д. 5. Знать сказки, стихи, поговорки, загадки. Следует отметить, что, несмотря на доминирующее положение компьютера в современном мире, огромное значение для интеллектуального развития ребёнка имеет чтение. Общение малыша с настоящей, а не электронной книгой играет значимую роль в формировании его внутреннего мира. 6. Иметь базовые представления о природных явлениях, месяцах и временах года, днях недели. 7. Иметь базовые пространственные представления (вправо/влево, вверх/вниз). В домашней обстановке можно попросить ребёнка положить правую руку на левое ухо, а левую руку – на правое колено и т.д. Гуляя вместе по городу, можно предложить ребенку описать то, что находится справа от него, слева от мамы, позади магазина и т.д. 8. Уметь копировать с образца (действовать по образцу). Можно нарисовать в клетчатой тетради узор и попросить ребёнка его продолжить. 9. Уметь классифицировать, обобщать, исключать лишнее. Можно предложить ребёнку назвать одним словом: «яблоко, груша, апельсин, слива»; попросить малыша исключить лишнее: «платье, пальто, сапоги, брюки». В обоих случаях следует попросить объяснить свой ответ.
Советы родителям. - Следует постепенно приучать будущего первоклассника к самостоятельности: просить помочь накрыть на стол, убрать в комнате, застелить постель и т.д. В данный период очень важно соблюдать режим дня, чтобы Ваш малыш привыкал ложиться спать и вставать в определённое время (это значительно снизит вероятность возникновения трудностей в адаптации). - Также очень важно, чтобы ребёнок знал свой точный домашний адрес и телефон, имел базовые знания о правилах дорожного движения. - Готовя ребенка к школе, старайтесь прибегнуть к помощи профессионалов. Помните, что познавательная сфера вашего ребенка нуждается в профессиональном развитии. - Главное в подготовке ребенка к школе — создать мотивацию и радостное ожидание. Помните, что с приходом в школу ребенок меняет социальную площадку. - Если вы дома хотите заниматься с ребенком, используйте методическую литературу. Помните, что педагогика — это наука. - Озаботьтесь заранее формированием навыков самостоятельности у своего ребенка. Помните, что в школе без них вашему малышу будет очень трудно. - Не старайтесь сдерживать эмоции своего ребенка при их проявлении. Помните, что у младшего школьника эмоциональная сфера развита более чем волевая и интеллектуальная. - Если ребенку нравится заниматься художественным творчеством, поддержите его. Помните, что эстетическое развитие вашего ребенка во многом определит развитие его личности в целом. - Постоянно читайте с ребенком и мотивируйте его на самостоятельное чтение. Помните, что владение техникой чтения позволит вашему ребенку овладеть и другими учебными навыками. - Занимайтесь с ребенком подготовкой к школе в игре. Помните, что для дошкольника игра — ведущий вид деятельности. - Не пускайте на самотек просмотр вашим ребенком телевизионных программ. Дозируйте такие просмотры как по времени, так и по содержанию. Старайтесь обсуждать с ним увиденное. Помните, что телевизор способен внедряться в сознание вашего ребенка и изменять его. - Если ваш ребенок неуверен в себе, значит, где-то в детстве вы упустили момент. Постарайтесь переломить ситуацию. Помните, что только создание ситуаций успеха и вера в ребенка помогут вам.
Нельзя пугать ребенка тем, что если он не будет хорошо учиться, то не поступит в школу, а потом в институт и в результате останется без работы. Вспомните, что вашему чаду еще нет и 7 лет, впереди его ждет много лет учебы, дети восприимчивы и принимают все близко к сердцу, особенно то, что говорят родители. Относитесь с пониманием и терпением к своему ребенку. 

Песочная осень

«Картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым».
Д. Каллф


 Чем полезны игры с песком?
Развивают восприятие, мышление, памяти, внимания, речи, навыков самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления, воображения и фантазии;
Формируют у ребенка представления об окружающем мире;
Развивают мелкую моторику, глазомер
Успокаивают и расслабляют, снимая напряжение;
Воспитывают чувство успешности и уверенности в себе (вот как я могу!)
Помогают познавать внешний и свой внутренний мир.



 Песочница — это полезный инструмент для всех, кого беспокоит здоровье и развитие ребенка. Не только психологические проблемы могут стать причиной приобрести такую игрушку. Наличие песочницы стимулирует всестороннее развитие детей. Причем советуем играть вместе с ребенком, рассказывать ему сказки, отображая происходящее в рассказе с помощью песка и фигурок, просто общаться или строить песочные замки. Это создаст великолепную атмосферу, позволит улучшить взаимопонимание, и поможет ребенку в познании самого себя и окружающего мира.
У нас в группе появилась чудесная вещь- световой стол для пескотерапии, и мы с ребятами  попробовали на нем нарисовать осень,  всем очень понравилось,  будем рисовать еще)) и не только.Ведь с таким столом у нас много идей для  игр!



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Педагог психолог

Добрый день! спешу поделиться новостью, очень важной для меня. Я сдала государственный экзамен и получила диплом, теперь я психолог!  Пригла...